Кто такой хан мамай. Мамай — хан золотой орды и его время правления (1367–1391 годы) Г мамай

Мамай не принадлежал к ханскому роду Чингиз–хановичей, захватил власть благодаря наступившей общей внутренней неурядице и не был признан значительной частью племен как Золотой так и Белой Орды. Власть его не была признана ногайскими ордами и казаками. Вызывающим к нему отношение становилось и со стороны московского князя.

Мамай, чтобы упрочить свое положение, стал искать союз с литовским князем, а через него и некоторыми русскими князьями. В 1377 году умер князь Ольгерд и его место занял его сын Ягайло. Мамай заключил союз с ним и начал готовиться к внутренней войне, чтобы привести к покорности непокорные ему племена и в том числе московского князя.

К тому времени владения литовских князей распространились далеко на восток и включали Рязанское княжество. Пронский князь женился на дочери князя Ольгерда и при его помощи стал рязанским князем. Таким образом, Рязанское княжество была поставлено в зависимость от Литвы. Тверской князь состоял в союзе с литовскими князьями, продолжал распространять свои владения на восток и занял несколько городов на Волге. Князь Димитрий Донской, к тому времени возмужавший, не стал считаться с ярлыками Мамая и открыто стал оказывать татарским отрядам, нападавшим на границы русских владений, сопротивление. Мамай, чтобы смирить московского князя, послал к границам Московского княжества значительный отряд под начальством царевича Арапши. Против татар князь Димитрий выслал войска под начальством своего сына, Ивана. Войска встретились на р. Пияве. Во время сражения царевич Иван утонул в р. Пияве, войска его потерпели поражение и татары заняли и разгромили Нижний Новгород.

В 1378 году Мамай выслал против Москвы более «сильный отряд и они снова захватили Нижний Новгород и Рязань и произвели в них разрушения. Но князь Димитрий выступил против этого отряда татар, встретился с ними в пределах рязанских владений на р. Воже и нанес им поражение. По сведениям летописца: «Димитрий бился с татарами на Воже и татары побежаша». Бой на р. Воже ставил Русь в положение открытой войны с Золотой Ордой. Мамай не мог мириться с непокорностью Москвы и стал готовиться против нее к походу.

Ко времени назревавшей войны против Золотой Орды владения московского княжества ограничивались пределами Московской и Владимиро–Суздальской областей и Ярославского княжества. На юго–востоке во владения Москвы вошло Мещерское княжество, образованное ханом Тогаем.

Сын Тога, Махмет Усейнович, превратил свои владения в прочное княжество, а его сын, Белимеш, принял христианство, получил имя Михаила, крестил, свою дружину и «многия люди» и признал власть московского князя; на положении подручных князей были: Белоозеро, Каргополь, Кубенск, Mypoм-Елецк и некоторые другие мелкие владетели раздробившихся русских княжеств. Владения Москвы были сжаты со всех сторон ее противниками и ограничивались пределами течения рек Волги и Оки, а на юге р. Десны и границами Рязанского княжества. Тверской и рязанский князья состояли в союзе с литовским князем и вместе с ним - с ханом Мамаем. Князь Даниил вел войну в то же время с Тверью и Рязанью; войны эти окончились мирными договорами, по которым тверской и рязанский князья обещались жить в мире и биться вместе с общим врагом. «Твой враг будет и моим врагом», - говорилось в договорах. Общая обстановка для открытого выступления Москвы против Мамая, не могла давать никаких надежд на успех. Надежды на успех московский князь мог иметь лишь при условии внешней помощи, и на такую помощь он мог рассчитывать со стороны союзников, появившихся на его западных границах.

После смерти князя Ольгерда, литовским князем стал его старший сын Ягайло. Он женился на польской княжне, Ядвиге, принял католичество и стал королем объединенного польско–литовского королевства. Католичество было принято господствующей религией и становилось обязательным для всех граждан. Литвы. Независимое положение Литвы ставилось под угрозу поглощения Польшей. Литва не могла примириться с решением Ягайло, и три его брата подняли против него мятеж. Псковский князь Александр бежал в Москву и поступил на службу московского князя. Волынский и брянский князья вышли из-под власти брата и заняли враждебное к нему положение. Эти братья Ягайло решили продолжать политику: прежних литовских князей, создававших независимую Литву сохраняя ее внутренний быт и порядки. Они не могли отказаться от общей цели, преследовавшейся их отцом - поглощения московского княжества и уничтожения Золотой Орды. Несмотря на, раскол, наступивший вследствие принятой их братом» польско–литовской Унии, у них было достаточно» средств продолжать прежнюю политику, рассчитывая; на те силы, которыми они располагали, и на сочувствие со стороны русского народа. Только при их помощи московский князь мог иметь надежды на успех, в открытой войне против Мамая.

В назревавшем конфликте между Москвой и Золотой Ордой политика Ягайло и его братьев был» одна и та же, разница была только в тактике. Ягайло вошел в союз с Мамаем, надеясь в союзе с ним сломить сопротивление московского князя и даже - окончательно уничтожить его вооруженные силы. Братья его желали войны между московским князем и Золотой Ордой, но они хотели использовать ее в. целях ослабления той и другой стороны. Они видели, что в предстоящей схватке войска московского князя, плохо вооруженные, не имевшие опытных начальников, должны будут понести поражение, если не будут окончательно уничтоженными, после чего будет усилена Золотая Орда и поднимется престиж хана.. Поэтому, чтобы не допустить окончательного уничтожения войск московского князя и подорвать престиж Мамая, они хотели оказать незначительную поддержку Москве.

Неожиданная встреча войска московского князя и литовских князей при подходе к полю сражения составляет легенду далекого прошлого. Московский князь Димитрий знал, что он выступает не против одного хана Золотой Орды, а целой коалиции: Мамая, Ягайло, рязанского и тверского князя, и, не заручившись заранее поддержкой со стороны союзников, он не мог вести войска на верную их гибель. В решении открытой войны против Мамая и поддержке его со стороны литовских князей князь Димитрий имел заранее разработанный план и главными советниками в этом вопросе являлись его западные союзники.

Мамай начал готовиться к походу на Москву. Он поднялся вверх по течению Волги и начал пополнять войска племенами Поволжья - бурят, черемис и татар. Московский князь также стал собирать войска и готовиться к отражению татар. Он разослал ко всем князьям и Новгороду просьбы о помощи. К Мамаю были посланы послы с богатыми подарками и обещанием платить дань хану по–прежнему. Мамай не согласился и требовал больше. Возглавлявший посольство Захарий Тютчев узнал, что Ягайло и Рязанский князь Олег приложились к Мамаю и заключили договор о походе общими силами на Москву с целью ее раздела. Войска союзников должны были соединиться на р. Оке и оттуда вести дальнейшее наступление. На призыв московского князя не отозвались ни Новгород, ни Тверь, ни Суздаль, ни Нижний Новгород. Обещались присоединиться лишь подручные князья Белоозера, Ростова и Переяславля. К концу августа 1380 года войска московского князя соединились у Коломны. От Коломны князь приказал войскам двигаться к верховьям Дона. У устья реки Лопасти войска переправились через Оку и продолжали движение в указанном направлении. К моменту подхода войск к верховьям Дона относится событие, которое в истории Куликовской битвы граничит с чудом.

К войскам московского князя присоединились с войсками псковский и брянский князья Ольгердовичи и войска волынского князя под начальством воеводы Боброка. К тому же времени относится и другое чудо: к московскому князю явились с войсками донские атаманы, о которых летописец сообщает: «Там в верховьях Дона народ христианский воинского чина живущий, зовимий «казаци» в радости встреша великого князя Димитрия, со святыми иконами и со кресты поздравляюще ему об избавлении своем от супостата, и приносяще ему дары от своих сокровища, иже имеху у себя Чудотворныя Иконы в церквях своих». «Неожиданное» появление при подходе к полю сражения войск литовских князей и казаков отвечало лучшим образом общему плану предстоящего сражения. Войска московского князя, идя к верховьям Дона, удалялись от Москвы на 250-300 верст, и подходя к полю сражения - ставились в положение окруженных с трех сторон их противниками. Войска Мамая, рязанского князя и Ягайло от устья Непрядвы находились на одинаковом, в отношении московских войск, расстоянии, занимая охватывающее, по отношению их, положение. Появление с юго–запада и юга войск литовских королей и казачьих, разъединяло войска Ягайло с войсками его союзников, и, кроме того, усиливало войска московского князя хорошо подготовленными к бою частями и отличными военачальниками.

Донские казаки в предстоящей войне Мамая с Москвой не были на стороне Мамая и часть их приняла сторону московского князя. Развал Золотой Орды и захват власти узурпатором, ставил перед казаками вопрос, где искать выход из создавшегося положения, и, если не все, то часть их присоединилась к войскам московского князя и стала против Мамая. Выступив из Москвы, от войск были высланы «сторожа» для розыска противника, от которых никаких сведений получено не было. После присоединения литовских и казачьих войск были посланы наряды новых «сторожей», под начальством Семена Медика. От Мелика были получены сведения, что войска Мамая находятся на р. Вороне, литовского князя Ягайло - у Одоевска, и рязанского князя на своей территории, расстояние местоположения тех и других войск от Непрядвы было около ста пятьдесят верст, в более близком расстоянии находился Мамай с войсками. Семен Мелик находился все время в соприкосновении с войсками Мамая. От пойманного татарина были получены сведения, что «Мамай располагает всею татарскою силою и половецкою, и еще понаймовал бесермены, армяне, фрязи, черкесы, ясы и буряты…» и что рати его неисчислимое множество и перечесть нельзя. 2 сентября сторожа Мелика отошли постепенно под нажимом татар к Непрядве, к Красному Холму, с вершины которого была видна вся окрестность. К 5 сентября войска московского князя и его союзников подошли к устью р. Непрядвы. Летописец пишет: «И приидоша к Дону и сташа и много думающе…» великий князь собрал совет в дер. Чернова, и просил всех князей и воевод высказать свое мнение о порядке боя. На совете одни говорили «поиде князь за Дон», другие - «не ходи, за неже умножишася врази наши, не только татарове, но и Литва и рязанцы…» Решающим оказался голос волынского воеводы - Боброка. Он заявил: «Аще хощеши княже крепка войска, то повели возитися за Дону, дабы не было ни единого помышлявшего вспять, а велицы силы ничего рещати, яко Бог не в силе, но в правде Ярослав перевозися реку - Свято–полка победи; и прадед твой князь великий, Александр, Ижеру реку перебреде, короля победи. Тебе же нарече Бог такоже творити подобает, аки победим, то спасемся, аще ли умрем, то вси общую смерть приемем от князя и до простых людей…». Выслушав Боброка и мнение других князей, великий князь сказал: «Братия, лучше смерть злого живота, и лучше было не ити противу безбожных, неже пришед, и ничтоже сотвориша, возвратиться вспять: прийдем убо ныне в сей день за Дон в вси и тамо положим главы своя все за святыя церкви и за православную веру, и за братья нашу, за христианство». Было приказано строить мосты для каждого полка: передового, большого, правой и левой руки и засадного, - войска, по пяти мостам начали переправляться через Дон. После переправы, мосты приказано было уничтожить, чтобы никто не помышлял об отступлении. Семен Мелик продолжал наблюдать за татарской ратью и 7 сентября доносил, что татары находятся на «гусином броде», в 8-9 верстах от р. Непрядвы, и советовал князю готовиться к бою.

Боевое расположение войск было поручено произвести воеводе Боброку. Боброк «урядиша полци и ставиша их по достоянию, елико где коему подобает стоети». В центре был поставлен большой полк под начальством боярина Тимофея Вельяминова; на флангах - полки правой и левой руки под начальством князя Андрея Ольгердовича, второй - князя Василия Ярославского; за левым флангом был поставлен в виде резервного - полк литовского князя Дмитрия Ольгердовича; впереди войск был поставлен передовой полк, под начальством князей Семена Оболенского и Ивана Тарусского; в Зеленой Роще был поставлен «засадный полк», под начальством воеводы Боброка, при котором находился брат великого князя, Владимир.

Личность воеводы Боброка не выяснена до настоящего времени, несомненно, что он был одним из атаманов днепровских казаков, пришедших из Волыни, потомки которого среди донских казаков существовали до последнего времени.

Зеленая Роща находилась в северо–восточном углу Куликова поля и прилегала к течению Дона, где были оставлены мосты, которые находились под наблюдением засадного полка, в стойкости которого не было сомнения.

Количество войск летописцами исчисляется, по древнему обычаю, не считаясь с действительностью, а с расчетом более сильного действия на воображение читателя. По сообщению летописца Сафония Рязанца, писавшего около ста лет после события, представляется: «И собраша вой свои сто тысяч и сто, опрече князей русских и воевод местных. Бяше всей силы и всех ратей числом в 150000 или 200000; войска были пополнены подошедшими князей литовских, число которых было 40 000 и были доведены до 400 000 воинов». Число войск, конечно, преувеличено, численность их не могла превышать 50 000 - 60 000 человек. Соображения эти основываются на том, что размеры Куликовского Поля по длине равнялись 5 верстам и в глубину - 4 верстам и было не достаточным для развертывания 400 000 армии. Кроме того, население московских владений не могла выставить такого количества, почему действительная численность и не могла превосходить 50- 60 тыс. С присоединившимися войсками пришедших извне в 40 000, все войска могли исчисляться в 90-100 тыс.

Преувеличены войска и Мамая, численность которых также не могла иметь подавляющего превосходства над московскими.

«Мамай же слыша приход Великого князя к р. Дону, отдал приказ двигаться всею силою и стать у Дона против князя Дмитрия Ивановича, доколе придет к нам советник Ягайло, князь всею силою литовской…».

К московскому князю Мамай послал послов для переговоров и князь Дмитрий предложил дань на прежнем договоре, но Мамай требовал больше. Из этих вторичных переговоров видно, что князь Дмитрий Донской не льстил себя надеждами освобождения от зависимости монгол, и, следовательно, военный поход его против Мамая был вынужденным.

Даже при благоприятном исходе предстоящего сражения, князь должен был предвидеть, что монголы не оставят его в покое и собственных сил для отражения их нашествия будет недостаточно.

В июне 1370 году умер хан Абдуллах. Современники предполагали, что его убил Мамай. Впрочем, убедительных доказательств этому не обнаружено. Новым ханом был провозглашён восьмилетний из рода Батуидов, который оставался ханом самопровозглашённой Мамаевой Орды вплоть до 1380 года и погиб в Куликовской битве .

Отношения с Москвой

Борьба с Тохтамышем

Битвы, собственно, не было, так как на поле боя большая часть войск Мамая перешла на сторону законного хана Тохтамыша и присягнула ему. Мамай с остатками верных ему сподвижников не стал устраивать кровопролития и бежал в Крым, при этом его гарем и знатные женщины из рода Джучи , которых опекал Мамай, были захвачены Тохтамышем. Победа Тохтамыша привела к установлению законной власти в государстве, прекращению длительной междоусобной войны («Великой Замятни») и временному усилению Золотой Орды вплоть до столкновения с Тамерланом .

Смерть

После своего поражения от войск Тохтамыша Мамай бежал в Кафу (ныне Феодосия) , где имел давние связи и политическую поддержку генуэзцев, но его не впустили в город. Он пытался проникнуть в Солхат (ныне Старый Крым) , но был перехвачен разъездами Тохтамыша и убит. Предполагается, что убит он был наёмниками по приказу хана. Тохтамыш похоронил Мамая с почестями. [ ]

Потомки Мамая

Согласно родовой легенде князей Глинских , потомки Мамая были служилыми князьями в Великом княжестве Литовском . Глинские, родовые владения которых находились на землях современных Полтавской и Черкасской областей Украины, вели свой род от сына Мамая - Мансура Киятовича. Михаил Глинский устроил в Литве мятеж , после провала которого перешёл на московскую службу. Его племянница Елена Глинская - мать Ивана IV Грозного .

Родственники князей Глинских, князья Ружинские , Острожские , Дашкевичи и Вишневецкие сыграли важную роль в развитии казачьего сообщества Поднепровья, становлении Войска Запорожского и подконтрольных ему земель Запорожья .

См. также

Примечания

Литература

Научная биография

  • Почекаев Р. Ю. Мамай: История «антигероя» в истории (630-летию Куликовской битвы посвящается). - СПб. : Евразия, 2010. - 288 с. - (Clio). - 2000 экз. - ISBN 978-5-91852-020-8 . (в пер.)
  • Почекаев Р. Ю. Мамай. Взлёт и падение titanus"а // В кн.: Почекаев Р. Ю. Ханы Золотой Орды. - СПб. : Евразия, 2010. - С. 201-233. - (Clio). - 2000 экз. -

Мамай оставил значительный след в истории: именно при нем произошла известная Куликовская битва. Это была неоднозначная, но влиятельная личность своего времени. Рассмотрим, кто такой Мамай, что он сделал для своей страны, чем прославился.

Происхождение

Мамай родился примерно в 1335 году. Он происходил из рода Кият (древнетюркское племя, представителем которого являлся сам Чингисхан). Женился Мамай очень выгодно, взяв в супруги Тулунбек — дочь Мухаммеда Бердибека (восьмого правителя Орды).

Бердибек погиб в 1359 году. На этом правление династии Батуидов прекратилось. Мамай начал так называемый период «Великой замятни», длившийся почти до его смерти. Он пытался восстановить династию, делая ханами только представителей рода. Однако по закону Золотой Орды они являлись самозванцами.

Звания и должности

Отвечая на вопрос, кто такой Мамай, нельзя обойти вниманием его звания и должности. Он управлял войсками Золотой Орды с 1361 по 1380 годы, был военачальником. Русские называли его темником. Это воинское звание человека, который руководит самой большой группой своей армией (примерно 10 тысяч человек). У него не было звания хана, так как он не принадлежал к роду Чингизида. Он являлся также беклярбеком — управляющим золотоордынской государственной администрацией.

История событий до Куликовской битвы и политика Мамая

Когда Бердибека, отца Тулунбек, убил хан Кульпа, Мамай объявил ему войну и, как уже говорилось, начался период «Великой замятни». Целых 11 лет с 1359 г. Мамай воевал аж с девятью ханами, которые противились тому, что он поставил во главу хана Абдуллаха. В 1366 году Мамай отвоевал некоторые земли на западе владений Золотой Орды (близ Крыма) и начал там управлять. Это ослабило центральную власть. Временно он даже управлял столицей — Новым Сараем (когда удавалось ее отвоевывать).

Восточные государства не поддерживали Мамая, поэтому он в основном обращался за поддержкой к европейским государствам (чаще всего к Литовскому, к Генуе и к Венеции). Правление Мамая было очень неоднозначным. Историкам известно, что он первое время поддерживал Московское княжество, даже заключил договор с митрополитом Алексием, который, можно сказать, управлял Москвой, пока был маленьким князь Дмитрий. Для России выгода от такого союза заключалась в том, что Мамай уменьшил налоги, взимаемые с русских.

Спустя некоторое время Михайло Аланский с сам попросил темника (напомним, так на Руси называли Мамая) дать ярлык на княжество Дмитрию Донскому. Аланский сделал темнику множество подарков, и тот согласился. Так стал зависимым Дмитрий Донской, князь, от Мамая (Мамаевой Орды, точнее, самопровозглашенного государства в Золотой Орде), а не от тех правителей, которые правили в Сарае. Спустя семь лет Мамай отнял ярлык на княжество у князя, и дал его Михаилу Тверскому. Но уже повзрослевшему на тот момент князю Дмитрию удалось через год вернуть себе этот ярлык. Его вручил ему хан Мухаммед Булак, посаженный на трон Мамаем.

В это же время шла борьба с Тохтамышем (законный хан Орды). Он был чингизидом и с 1377 года пытался стать полноправным правителем. Его главная цель состояла в том, чтобы убрать Мамая. Год спустя он и его войска вторглись во владения темника. К 1380 году Тохтамыш вернул свои земли, а Мамаю остался только Север Причерноморья и Крым. Тохтамыш победил и установил законную власть, а «Великая Замятня» закончилась. Это было почти в одно и то же время, что и Куликовская битва, о которой мы поговорим ниже.

Куликовская битва

Чтобы знать, кто такой Мамай, нужно понимать, какую роль он сыграл в столкновении на Это сражение шло между войсками Мамая и Дмитрия Донского. Есть несколько причин, которые привели к этой битве.

Отношения Мамаевой Орды с Москвой ухудшились, когда темник отнял у Донского уже данный ему ярлык на Московское княжество. За это князь Дмитрий прекратил выплачивать дань. Темник решил отправить своих послов, но их всех по приказу князя, у которого было много сторонников, убили. После этого были небольшие столкновения враждующих сторон, но сам Мамай еще не наступал. Пока только Арапша (служащий у Мамая хан Синей Орды) разорял некоторые крупные русские княжества.

В 1378-м темник отправил свои войска на сражение с Дмитрием, но ордынцы потерпели поражение. Примерно в это же время Мамай начинал терять часть своей территории, так как Тохтамыш со своими людьми атаковал его с другой стороны. В 1380 году началась подготовка к битве. Московские войска во главе с Дмитрием собирались направиться к Дону через Коломну. Главный полк возглавлял сам Донской, вторым полком командовал Владимир Храбрый, а третьим — Глеб Брянский. Очень многие русские города также оказали большую военную поддержку князю Дмитрию, отправляя свои войска на помощь.

Интересно также отметить численность войск. В разных источниках упоминается количество русских воинов от 40 тыс. до 400 тыс. Но многие историки полагают, что эти числа преувеличены и что количество воинов не превышало 60 тысяч. А вот в войсках Мамая насчитывалось от 100 до 150 тысяч человек.

Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 г. на берегу Дона на Куликовом поле. Известно, что русские наступали со знаменами, изображавшими Иисуса Христа. Сначала были небольшие столкновения передовых войск, в которых погиб татаро-монгол Челубей и русский инок Пересвет.

Так как по численности войска Мамая превосходили войска Донского, то и шансов на победу у русских изначально было мало. Но у них была определенная тактика. Они припрятали засадные отряды князей Владимира Серпуховского и Дмитрия Боброка-Волынского, которые под конец сражения очень помогли. Таким образом, сторона Мамая начала проигрывать. Почти всех ордынских воинов перебили. Сражение закончилось бегством татаро-монгол.

Эта битва имела большое значение. Хоть Русь еще продолжала находиться под гнетом Золотой Орды, но стала более независимой, Московское княжество сильно укрепилось. Спустя сто лет Русь окончательно освободилось от влияния Орды.

Смерть

После проигрыша русским войскам и хану Тохтамышу, Мамай бежал на территорию нынешней Феодосии в но его туда не пустили. Мамай попытался укрыться в городе Солхате (сейчас это Старый Крым), но не успел туда добраться. По дороге его на него напали люди Тохтамыша. К этому времени все сторонники Мамая перешли на сторону законного правителя, поэтому у темника не было надежной защиты. В сражении с людьми Тохтамыша он был убит. Хан похоронил тело своего противника с почестями. Его могила (курган) находится в поселке Айвазовское недалеко от Феодосии (бывший город Шейх-Мамай). Нашел могилу наш славный живописец Айвазовский.

Род Мамая

Согласно историческим родословным, потомками Мамая были князья, живущие в Литовском княжестве. Великий род всем известных Глинских, предполагается, велся от Мансура Киятовича — сына Мамая. Князь например, известен своим мятежом в Литве, после которого он и его семья переехали в Москву. Также потомками Мамая являются рода Ружинских, Вишневецких, Острожских и Дашкевичей. Князья этих фамилий очень известны в истории Запорожья как люди, многое сделавшие для Украины в военном плане.

О темнике Мамае известно несколько познавательных фактов:

  • Есть такая поговорка «как Мамай прошел», что означает беспорядок, разруху. Также это говорят про человека, который оставил после себя бардак. Это выражение произошло после того, как отряды Мамая с успехом опустошали города Руси.
  • Помимо многочисленных исторических книг и источников, имя темника упоминается в песне «Мамай» (исполнитель: украинская группа "Вопли Видоплясова"). Но тут стоит отметить тот факт, что существует такое понятие «Казак Мамай» — что обозначает собирательный образ героя-казака Украины. Но название произошло не от имени темника, а от старинного слова «мамаювати» (путешествовать, вести вольный образ жизни). Так что ничего общего с темником это не имеет.

Заключение

Мы выяснили, кто такой Мамай. беклярбек и военачальник Золотой Орды, неофициальный правитель самопровозглашенного государства Мамаева Орда. Ему удалось завоевать доверие многих татаро-монгол, совершить много побед.

Он прославился своими успешными походами на Русь, однако под самый конец жизни проиграл в великой Куликовской битве, а чуть позже и хану Тохтамышу, с которым долгое время боролся за власть. Его ошибки привели к ослаблению влияния Золотой Орды, а его самого к смерти.

Один из видных представителей монгольской военной аристократии, талантливый и энергичный военачальник и политик в Золотой Орде .

Имя Мамай - древнетюркский вариант имени Мухаммед , имело широкое распространение во времена Казанского ханства. Об одноименном грузинском святом католикосе см. ст. Мамай Грузинский

По отцовской линии был потомком кипчаковского хана Акопы, происходил из рода Кийян, по материнской – от золотоордынского темника мурзы Мамая. Возвысился при золотоордынском хане Бердибеке (1357–1361), женившись на его дочери. Не принадлежа к роду Чингисхана , не мог сам быть ханом. Но, воспользовавшись междоусобной борьбой за ханство в Золотой Орде , после смерти хана Бердибека , в середине XIV в., в борьбе с Тохтамышем подчинил себе большую часть золотоордынской западной территории, то есть земли от Дона до Дуная, ядом и кинжалом пробился к власти. К концу 1370-х стал фактическим правителем Золотой Орды, управляя ею через подставных ханов (русские летописи называли их «мамаевыми царями»). При нем сменилось несколько ханов, во всем его слушавшихся: Абдул, Магомет-Султан, Тюлюбек и др., после чего он сам себя провозгласил ханом.

Разжигая феодальную рознь между русскими князьями, боровшимися между собой за получение ярлыка на великое княжение, противодействуя усилению самой сильной из подвластных ему на Руси земель – Московской , Мамай последовательно поддерживал ее противников. Основную ставку он делал на Тверь , а также – из тактических соображений – и на Рязань . При этом он, для острастки, не раз врывался на территорию Рязанского княжества (служившего буфером между Московской Русью и Ордой), опустошая его. Ориентации Мамая на Великое княжество Литовское сопутствовало его враждебное отношение к Московской Руси.

Стремясь возродить могущество Золотой Орды, предпринял ряд походов в русские земли. В Мамай сжег Нижний Новгород , к тому времени находившийся под покровительством Москвы и тогда же послал отряд мурзы Бегича за сбором недостающих податей у московского князя Дмитрия Ивановича . Как повествует летопись, Мамай хотел восстановить власть над Русью, желая, «чтоб как при Батые было».

Во время ведения военных действий Мамай использовал такие факторы, как внезапность, стремительность, атака крупными массами конницы на открытой местности. Часто маневрировал на поле боя в целях расчленения противника или обхода его флангов и выхода в тыл, с последующим окружением и уничтожением; в то же время проявлял излишнюю самоуверенность, обусловленную успехами в сражениях с более слабыми противниками.

Летом он собрал большое войско, в которое входили не только татары, но также покоренные им черкесы, ясы, чечены. Однако 8 сентября 1380 состоялась Куликовская битва в ней Мамай был разбит и бежал с поля битвы с небольшим отрядом татар в Кафу (Феодосию). Летописец сообщил: «...побежал поганый Мамай с четырьмя мужами в излучину моря, скрежеща зубами своими, плача горько...» – так рассказывало об этом Сказание о Мамаевом побоище. В Крыму его встретил ставленник Тамерлана хан Тохтамыш , которому Мамай должен был уступить власть над Золотой Ордой. Мамай хотел скрыться со своими сокровищами и немногими приверженцами в Каффе, но здесь был вероломно убит.

Литература

  • Насонов А. Н., Монголы и Русь , М.-Л., 1940.
  • Греков Б. Д., Якубовский А. Ю., Золотая Орда и ее падение , М.-Л., 1950.
  • Егоров В. А., Историческая география Золотой Орды в XII–XIV вв. , М., 1985.
  • Русь под игом: как это было , М., 1991.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • "МАМАЙ," Словарь личных имен :
ТАРЕЛКА МЕДНАЯ
ТАРЕЛКА КУЗНЕЦОВА
ПЕПЕЛЬНИЦА ЧАШКА ВАЗА ДЛЯ ФРУКТОВ ИКОНА
УТЮГ ЧЕРНИЛЬНИЦА ШКАТУЛКА ДУБОВАЯ КАДКА



Не совсем верное утверждение, что лишь с приходом определенного возраста нас буквально «накрывает волной ностальгии», когда мы слышим мелодию юности, либо видим какие-то атрибуты того времени. Даже совсем маленький ребенок начинает тосковать по любимой игрушке, если кто-то ее забрал, либо спрятал. Мы все в какой-то степени влюблены в старые вещи, потому что они хранят в себе дух целой эпохи. Нам мало прочитать об этом в книгах или на страницах интернета. Мы хотим обладать реальной антикварной вещью, которую можно потрогать, ощутить ее запах. Только вспомните ваши ощущения, когда вы брали в руки книгу советских времен со слегка пожелтевшими страницами, источающими сладковатый аромат, особенно при их перелистывании, либо когда вы смотрели на черно-белые фотографии ваших родителей или бабушек и дедушек, те самые с неровной белой каймой. Кстати, для многих такие кадры остаются самыми любимыми до сих пор, несмотря на низкое качество подобных снимков. Дело здесь не в изображении, а в том ощущении душевной теплоты, наполняющем нас, когда они попадаются нам на глаза.

Если же в нашей жизни не осталось «предметов из прошлого» в связи бесконечными переездами и сменой места жительства, то купить антиквариат можно в нашем антикварном интернет магазине . Особой популярность сейчас пользуются магазины антиквариата, ведь далеко не у всех есть возможность посещать подобные торговые точки, да и сосредоточены они преимущественно лишь в крупных городах.

У нас Вы сможете купить антиквариат самой различной тематики

Чтобы расставить все точки над «i», следует сказать, что магазин антиквариата представляет собой специальное заведение, которое осуществляет покупку, продажу, обмен, реставрацию и экспертизу антикварных вещей и оказывает ряд других услуг, связанных с продажей антиквариата.

Антиквариат - это некоторые старинные вещи, имеющие достаточно высокую ценность. Это могут быть: старинные украшения, техника, монеты, книги, предметы интерьера, статуэтки, посуда и прочее.

Однако, в ряде стран, антиквариатом считаются разные вещи: в России статус «старинной вещи» получает предмет, которому уже более 50 лет, а в США - предметы, изготовленные до 1830 года. С другой стороны, в каждой стране различные антикварные вещи имеют разную ценность. В Китае старинные фарфор представляет собой большую ценность, нежели в России, либо США.

Иными словами, при покупке антиквариата следует помнить, что его цена зависит от следующих характеристик: возраста, уникальности исполнения, способа изготовления (всем известно, что ручная работа ценится намного выше, чем массовое производство), исторической,художественной, либо культурной ценности и других причин.

Магазин интиквариата - достаточно рискованный бизнес. Дело не только в трудоемкости поиска необходимого товара и длительном периоде времени, в течение которого данный предмет будет продан, но и в умении отличить подделку от оригинала.

Кроме того, магазин по продаже антиквариата должен соответствовать ряду стандартов, чтобы завоевать должную репутацию на рынке. Если речь идет об антикварном интернет-магазине, то он должен иметь широкий ассортимент представленных товаров. Если же магазин антиквариата существует не только на просторах всемирной паутины, то он к тому же должен быть достаточно большим, чтобы клиенту было в нем удобно бродить между предметов старины, а, во-вторых, иметь красивый интерьер и приятную атмосферу.

В нашем магазине антиквариата есть очень редкие вещи, способные произвести впечатление даже на маститого коллекционера

Антиквариат имеет магическую силу: прикоснувшись к нему однажды, вы превратитесь в его большого поклонника, антикварные предметы займут достойное место в интерьере вашего дома.

В нашем антикварном интернет-магазине вы сможете купить антиквариат самой различной тематики по доступным ценам. Для облегчения поиска все товары разделены на специальные группы: живопись, иконы, сельский быт, предметы интерьера и проч. Также в каталоге вам удастся найти старинные книги, открытки,плакаты, столовое серебро, фарфоровую посуду и многое другое.

Кроме того, в нашем антикварном интернет магазине Вы сможете приобрести оригинальные подарки, мебель и кухонную утварь, способные оживить интерьер вашего дома, сделать его более изысканным.

Продажа антиквариата в России, как и во многих европейских городах, вроде Парижа, Лондона и Стокгольма имеет свои особенности. В первую очередь, это высокие затраты на покупку антиквариата, однако ответственность магазина по продаже антикварных вещей тоже достаточно высока, так как данные вещи представляют собой определенную материальную и культурно-историческую ценность.

Осуществляя покупку антиквариата в нашем магазине, Вы можете быть уверены в подлинности приобретаемых вещей

В нашем антикварном магазине работают только квалифицированные консультанты и специалисты-оценщики, которые без особого труда отличают оригинал от подделок.

Мы стремимся сделать наш антикварный интернет-магазин интересным и для коллекционеров, и для поклонников старины и для самых обычных ценителей прекрасного, имеющих хороший вкус и знающих цену вещам. Таким образом, одним из наших приоритетных направлений является постоянное расширение ассортимента как за счет дилеров, так и благодаря сотрудничеству с другими компаниями, занимающимися продажами антиквариата.