Животный мир морей и океанов план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа) на тему. Конспект нод по окружающему миру "путешествие в подводный мир" подготовительная группа Животные водоемов морей и океанов конспект занятия

Ирина Владимировна Никифорова
НОД в старшей группе «Животный мир морей и океанов»

ЗАДАЧИ :

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ :

Уточнить и активизировать словарь по теме : «Животный мир морей и океанов » (рыба, море , чешуя, плавники, хвост, жабры, скалярия, гуппи, петушки, меченосец, золотая рыбка, телескоп, сомик, кардинал, неоны, вуалехвост, медуза, морской слон, акула, морская звезда, камбала, морской ёж, креветка, омар, электрический скат)

Совершенствовать грамматический строй речи.

Совершенствовать количественный счет.

Закреплять в речи названия геометрических фигур.

РАЗВИВАЮЩИЕ :

Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание и восприятие.

Развивать общую, мелкую, тонкую моторику, координацию речи с движением.

Развивать вкусовую чувствительность.

Развивать общие речевые навыки – четкость дикции, правильное звукопроизношение, речевое дыхание.

Развивать и стимулировать внимание.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ :

Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельности.

Воспитывать бережное отношение к обитателям морей и океанов .

ОБОРУДОВАНИЕ :

Проектор, запись изображения побережья моря, презентация о морских обитателях; стаканы с пресной и соленой водой по количеству детей; большой кусок ткани бирюзового цвета; заготовки с силуэтами рыб, песок, клей ПВА, кисти, влажные салфетки; дидактическая игра «Аквариум» мяч.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

Чтение произведений : А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке» , К. И. Чуковского «Айболит» , русских народных сказок «По щучьему велению» , «Царевна- Лягушка» .

Чтение книги «Что мы знаем о рыбах»

Отгадывание загадок по теме.

Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка»

Рассматривание с детьми аквариума и его обитателей.

Рассматривание картинок с изображением различных рыб; проводили беседы о среде их обитания.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель : Сегодня мы отправимся в путешествии к морю. На чем можно добраться до моря (на машине, самолете, поезде, автобусе) .

Предлагаю поехать на автобусе.

Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки.)

И в окошко посмотрели (делают повороты головой вправо, влево.)

Наш шофёр педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль.)

И автобус побежал (бегут на носочках, в руках воображаемый руль.)

Воспитатель : Вот мы и оказались на берегу моря. Садитесь прямо на ковер. Сегодня мы будем говорить об обитателях моря и опустимся в его глубины, чтобы узнать много нового и интересного о жизни морских рыб и животных .

Все садятся на ковер.

Воспитатель : Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети : Шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек.

Воспитатель : Верно. А теперь вставайте. Давайте наденем костюмы

для подводного плавания и опустимся под воду.

Дети и воспитатель показывают, как надевают костюмы.

2. Упражнение «На дне морском»

Воспитатель предлагает начать просмотр презентации, сопровождающейся чтением стихотворений.

Воспитатель : Вот мы и оказались в морских глубинах.

Лежит подводная страна

Глубоко под водой

Там рыба плавает луна

Рядком с морской звездой.

Но хоть и светится она

Ничуть не ярче и звезда,

Она не светит никогда

А что скаты и угри

Найти свой дом могли бы,

Горят там всюду фонари –

Святящиеся рыбы.

Расскажите стихи о жителях моря, которые нас окружают.

1-й ребенок : Что за звезды в глубине,

На песках лежат на дне?

На вопрос ответить просто :

На песке морские звезды.

2-й ребенок : «Ну что это за рыбы?

По морю ходят толки,-

Не рыбы, а булавки,

Не рыбы, а иголки».

3-й ребенок : Электрические скаты

Неуклюжи, простоваты

Но любого ненароком

Сильно ударяют током.

4-й ребёнок : Краб забился меж камней :

Там спокойней и видней,

Кто собрался на охоту,

Кто желает съесть кого-то.

Воспитатель : Каких только рыб и животных не плавало в море !

Продолжение показа презентации.

Воспитатель : перечислите, каких еще вы видите морских животных и рыб в морских глубинах.

Дети : Я вижу в… в морских глубинах.

Я вижу в… в морских глубинах.

Я вижу в… в морских глубинах

Я вижу в… в морских глубинах.

Я вижу в… в морских глубинах.

Я вижу в… в морских глубинах.

3. Упражнение «Рисование песком»

Воспитатель предлагает детей к большому куску ткани, лежащему на ковре. Под тканью спрятаны заготовки с изображением силуэтов рыб.

Воспитатель : Предлагаю вам опустить руки «под воду» . Которую изображает ткань, найдите «заготовки-силуэты» и достаньте их из воды. Пройдите к своим столам!

Дети садятся за свои столы.

Воспитатель : Ребята нашим рыбкам неуютно без воды, они могут погибнуть. Давайте наших рыбок присыплем песком. Сначала нанесите жидкий клей на поверхность рыбки, а потом возьмите песок в ладошку и посыпьте на клей. Сыплем песок так, чтобы пустых мест не оставалось. Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка» :

Рыбка плавает в водице, дети покачивают сложенными вместе

Рыбке весело играть. ладошками из стороны в стороны.

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.

Рыбка спинку изогнула Медленно наклоняют вперед

Сложенные ладони.

Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение

обеими руками.

Рыбка хвостиком махнула, Покачивают сложенными вместе

Рыбка быстро уплыла ладонями вправо-влево.

Дети обсыпают рыб песком.

Воспитатель : Молодцы ребята! А теперь давайте с вами отдохнем. Выходите на ковер.

4. Координация речи с движением :

Ходят волны на просторе. (Идут по кругу, плавно машут

Вы узнали? Это – море . руками.)

Рыбки весело резвятся (Делают произвольные движения.)

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся, (Приседают и встают.)

То зароются в песке. (Ложатся на спину, руки и ноги

вверх, трясут ими.)

5. Упражнение «Скажи наоборот» :

Воспитатель : Нам пора возвращаться на сушу. Выходите на берег, снимайте костюмы.

Дети изображают, как выходят на берег и снимают костюмы.

Воспитатель : Теперь мы поиграем на морском берегу, но сначала я хочу угостить вас колодезной и морской водой.

Воспитатель приглашает детей к столам и раздают каждому ребенку по два стакана (синего и зеленого цвета) . В синем – соленая вода, а в зеленом – пресная.

Воспитатель : Какой была вода в синем стаканчике?

Дети : Соленой.

Воспитатель : А в зеленом?

Дети : Несоленой.

Воспитатель : Верно. Она была пресной.

Воспитатель собирает стаканчики и берет в руки мяч.

Воспитатель : Давайте поиграем в знакомую вам игру «Скажи наоборот» . Я буду начинать предложение, и бросать вам мяч. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение, подобрав слова – «наоборот» .

Морская вода соленая, а колодезная….(пресная)

Морская вода теплая, а колодезная …. (холодная)

Колодезная вода мягкая, а морская …. (жесткая)

Морская вода мутная, а колодезная …. (прозрачная)

6. Работа со скороговоркой :

Воспитатель : Предлагаю вам повторить со мной скороговорку :

«В озере – карп, а в море краб » . (Дети проговаривают скороговорку вместе с воспитателем)

Сначала давайте произнесем тихо. (Дети проговаривают скороговорку шёпотом с воспитателем)

Теперь проговорите громко. (Дети проговаривают громко скороговорку)

Попробуйте проговорить быстро. (Дети проговаривают быстро скороговорку)

Еще быстрее.. (Дети проговаривают еще быстрее скороговорку)

Кто хочет самостоятельно повторить скороговорку?

Дети по желанию повторяют скороговорку.

7. Составление рассказов-описаний о рыбах :

Воспитатель : Составьте рассказы о рыбах, которых вы сегодня увидели по известному вам плану. Старайтесь говорить красиво .

3-4 ребенка составляют рассказа по схеме.

8. Упражнение «Наш аквариум» :

Воспитатель : Необычная река, которая никуда не течет, со стеклянными берегами – это аквариум. Аквариум – частичка подводного мира, который перенесли в дом. Смотрите, как тянется вверх изумрудная зелень, проплывают – разноцветные рыбки – голубые неоны, алые барбусы, прозрачные вуалехвосты, серебристые скалярии, глазастые телескопы, словно вышедшие из сказки золотые рыбки - и отдыхаешь. Люди вывели, огромное множество аквариумных рыбок.

На какую геометрическую фигуру похож наш аквариум?

Дети : На прямоугольник.

Воспитатель : На какие геометрические фигуры могут быть похожи аквариумы?

Дети : Круг, квадрат, цилиндр.

Я опускаю в аквариум Воспитатель : Но к сожалению наш аквариум пуст. Давайте его заселим аквариумными рыбками. Возьмите рыбку и прикрепите ее к аквариуму.

Дети берут по одной рыбке и прикрепляют к аквариуму.

Дети : - Я опускаю в аквариум скалярию.

Я опускаю в аквариум ….

Я опускаю в аквариум….

Я опускаю в аквариум….

Воспитатель : Посчитайте, сколько всего рыб живет в аквариуме?

Дети считают рыб в аквариуме.

Воспитатель : Молодцы ребята!

9. Итог занятия :

Воспитатель : Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы. Надеюсь, в дальнейшем вы тоже будете стараться .


ОБИТАТЕЛИ
ПОДВОДНОГО МИРА

ПОДГОТОВИЛА
Криночкина Светлана Андреевна
Воспитатель
МКДОУ 50
Г.Ревда

Жизнь под водой
В глубинах морей и океанов, существует свой, не сравнимый ни с чем, удивительный, и не похожий на тот, что окружает нас с вами подводный мир. В подводном мире свои правила и условия для выживания. Но помимо всех опасностей этот мир затаил в себе удивительную красоту и свою уникальность, какую не найти на суше, и ни где либо ещё.
Сегодня мы поговорим о том, с кем можем встретиться в глубинах подводного мира.
Самыми крупными считаются киты
Кит - самое большое животное на земле на сегодняшний день. И он никак не рыба, как в детстве кто-то думал, а млекопитающее. И хотя кит и может пребывать длительное время под водой, все же он вынужден время от времени всплывать на поверхность, чтобы вдохнуть воздух в легкие. Именно тогда можно увидеть характерный фонтан над водой.
Одними из самых загадочных существ являются дельфины
Самые прекрасные представители китообразных с изящьным телом которое идеально приспособленно для движения в воде и позволяет ему очень быстро плавать у них очень эластичная и гладкая кожа. Они практически не ощущают сопротивления воды благодаря маслянистым выделениям, которые облегчают скольжение воды по коже. У них очень характерная морда. У некоторых видов она даже заканчивается настоящим «клювом», разве что чуть приплюснутым.
Дельфины- лучшие акробаты среди морских млекопитающих. Они обожают выпрыгивать из воды, делать в воздухе сальто, снова нырять «рыбкой» или весело шлепаться на спину. Дельфина чаще всего можно увидеть в зоопарках и дельфинариях. Он кажется симпатичным и улыбчивым из-за особого изгиба линии рта.
В Древней Греции дельфин считался священным животным, с ним было связано много мифов и легенд.
Живут дельфины большими коллективами - стаями. В стае все животные связаны родственными узами. Здесь нет пришлых и чужих. Эти сообщества крепкие, слитные и дружные; они никогда не распадаются и существуют, наверное, сотни лет. Во главе такой стаи стоит опытный, поживший самец. Но у некоторых видов всё наоборот: голова всему зрелая самка, самцы же находятся на вторых ролях.
Теперь поговорим о акулах.
Акула - название собирательное. Есть акула белая, голубая, тигровая, кошачья, суповая, сельдевая, акула-лисица, акула-нянька, акула-молот. Ученые насчитывают 350 видов этих рыб. И только 27 из них обвиняются в нападениях на человека. Причем у нескольких такое наблюдается лишь единожды.
Бывают совсем маленькие акулы размером не более карандаша и весом около 200 граммов, а есть огромные - до 20 метров в длину. Вес таких гигантов достигает 20 тонн.
Самые крупные акулы - их два вида - китовая и гигантская, никогда не нападают на человека. Они питаются планктоном и мелкими рыбешками, процеживая воду через тысячи мельчайших зубов. Агрессивной и опасной считается белая акула. Она достигает 5 - 6-метровой длины, изредка до 12. Но белая акула - рыба редкая.
Часто ли акулы нападают на человека. Нет, редко. Правда, за последние 50 лет такие случаи участились. Это объясняется появлением в море большого числа аквалангистов, которые, не зная повадок акул и не умея с ними обращаться, своим поведением провоцируют их нападение. Вообще-то акулы страшные трусишки. Людей они боятся и стараются держаться от них подальше. Так считает знаток биологии и поведения этих рыб американский ученый, профессор Евгения Кларк, которая всю свою жизнь посвятила изучению акул. Множество раз она надевала акваланг, спускалась в море и плавала среди акул. Наблюдала их днем и ночью также и в океанариях.
Ещё один представитель осьминог.
Осьминоги — самые известные из головоногих моллюсков, но, тем не менее, скрывающие много секретов своей биологии. В мире насчитывается 200 видов осьминогов, выделенных в отдельный отряд. Их ближайшими родственниками являются кальмары и каракатицы, а дальними — все брюхоногие и двустворчатые моллюски.
Осьминоги очень ядовиты. Да, да, не удивляйтесь. Яд, который парализует жертву, осьминог вводит в тело крабов, рыб и лягушек и после этого "спокойно" их съедает. Опасен этот яд и для человека. Как правило, место укуса сильно распухает. Человек чувствует головокружение и слабость. Такое состояние может продолжаться от недели до месяца. Иногда случалось, что люди умирали. Правда, эти случаи очень редки. Но, тем не менее, нужно знать, что осьминог - ядовитое существо.
Учёных до сих пор поражает "боевой арсенал" головоногого моллюска. Похоже, ни одно живое существо на планете не имеет столько великолепных приспособлений для выживания. Судите сами. У осьминогов 8 или 10 мускулистых щупалец, ещё их называют руками, которыми он может хватать добычу. Все они снабжены когтями и присосками. У этих беспозвонковых мощный клюв и зрение даже лучше, чем у орла. У них есть ядовитые железы, а видят они в полной темноте за счёт инфракрасного зрения. При помощи своего "реактивного двигателя" осьминоги прекрасно двигаются под водой, умеют часами лежать на поверхности и даже гулять по берегу. Для этого у них есть "резервуар" для хранения воды.
Осьминоги обладают свойством регенерации, то есть если отрезать щупальце, то вскоре оно отрастает вновь. Осьминоги стреляют так же, как и кальмары, чернильной жидкостью, которая надёжно спасает их от врагов. Некоторые виды даже умеют делать из этой жидкости свою грубую копию, которая сбивает с толку нападающего. Иногда "в чернила" они добавляют наркотические вещества, которые одурманивают преследователей.
Осьминоги - близкие родственники кальмаров. Но в отличие от своих собратьев они имеют по 8-10 щупалец вместо 7. Кроме этого, тело осьминога имеет немного другую форму. Оно не стреловидное, как у кальмара, а скорее напоминает грушу со щупальцами. К тому же присоски на щупальцах у них лишены острых роговых наростов. Так что осьминог не может поражать ими свою жертву. Зато у него есть другое грозное оружие. У всех осьминогов прекрасно развитые острые челюсти.
Далее рыбы.
Рыба наполеон
Наполеон - большая и очень красивая рыба Красного моря. Вырастает более 2 м. Питается моллюсками, которых разгрызает коренными зубами, расположенными в глубине рта.
Рыбы Красного моря
Крылатка на охоте Крылатка- ядовитая рыба. Укол колючками крылатки вызывает сильную боль.
Рыба клоун
Удивительно, но эти симпатичные небольшие разноцветные полосатые рыбы действительно храбры и даже крайне агрессивны! Не смотря на то, что она всего 2-5 дюймов длиной, рыба-клоун не побоится приблизиться даже к водолазам, чтобы выгнать их из своей обители.
Рыба бабочка
Эти рыбы получили свое название за необычайно яркую и пеструю окраску, которая действительно напоминает бабочек. Рыбы-бабочки хоть и экзотические обитатели рифов, но в той или иной степени знакомы каждому, ведь они — излюбленные объекты съемки подводных натуралистов. Рыбы-бабочки принадлежат к семейству щетинозубовых отряда Окунеобразных, однако обычные окуни состоят с ними в весьма далеком родстве. Систематически к рыбам-бабочкам ближе всех стоят рыбы-ангелы.
Рыба ангел
В отличие от рыб-бабочек, у которых мальки мало отличаются по окраске от взрослых рыб, многие рыбы-ангелы сильно меняют цвет и рисунок в течение жизни.
Как вы думаете что такое Кораллы?
КОРАЛЛЫ, морские колониальные кишечнополостные, главным образом из класса коралловых полипов, частично из класса гидроидных (гидрокораллы), отличающиеся способностью к образованию мощного скелета, который сохраняется после смерти животного и способствует формированию рифов, атоллов и островов. Наиболее известны и каменистые кораллы, поскольку именно их рост приводит к образованию коралловых рифов и островов.
Основные места их распространения - Карибское море (Флорида, Багамские острова, Вест-Индия) и Индо-Тихоокеанская область, особенно зона к северо-востоку от Австралии (Коралловое море).
Ещё представителями являются:
Крабы — подотряд беспозвоночных животных отряда десятиногих ракообразных. Развитие краба происходит с метаморфозом; из икринок выходит личинка зоеа, которая превращается в личинку — мегалопу, а затем во взрослого краба. Преследуемый краб способен резким движением обламывать свои конечности, на месте которых вырастают новые. Питаются крабы беспозвоночными животными. Многие крабы съедобны и служат объектом промысла.
Известно более 4 тыс. видов крабов.
Морские змеи.
Настоящих морских змей известно около 50 видов. Как правило, морские змеи населяют прибрежные тропические воды Индийского и Тихого океанов, а также Красного моря. В отличие от змей мифических они невелики по размеру и обычно достигают в длину не более 70—100 сантиметров. Только одного вида змея, а именно: спиральный листохвост, может вырасти до 2,7 метра. Почти вся жизнь морской змеи проходит в воде. Некоторые из них в период размножения выползают на сушу, где откладывают яйца в прибрежный песок или рождают здесь живых змеенышей. Но многие морские змеи вообще не покидают моря: здесь они появляются на свет, проводят всю жизнь и умирают.
Морские черепахи - обитатели соленых вод. В отличие от своих земных сородичей отличаются большим размером. Обитают в теплых тропических водах, практически не посещая холодные широты.В отличие от своих земных сородичей отличаются большим размером. Обитают в тропических широтах, практически не посещая холодные воды.
Морские черепахи практически не изменились за миллионы лет, с тех пор как появились на планете. Их характеризуют развитые передние конечности, используемые в качестве ласт, и почти не участвующие в движение задние лапы. Так же у морских черепах конечности не могут втягиваться в панцирь. Более того у некоторых видов, таких как, например, кожистая черепаха, панциря нету вообще.
Морская креветка-богомол мантис
Везде среди акваирумистов этот вид известен как Odontodactylus scyallarus. Это чудесное ракообразное является одним из 500 видов ротоногих, известных сегодня. Это хищные ракообразные, родом из Индийского и Тихого океанов, где их можно найти на песочном, каменном или ракушечном дне часто вблизи к рифам на расстоянии 3-40 м. Этот хищник в процессе охоты использует свое чудесное зрение, тихо и спокойно выжидая, пока добыча не окажется в зоне досягаемости, а затем хватает ее с помощью своей второй пары ног.

Юлия Проскурина
Конспект занятия в старшей группе «Обитатели морей и океанов»

Цель : закрепить знания детей об обитателях морей и океанов .

Задачи : развивать устную речь, обогащать словарный запас, развивать память, воображение и мышление, воспитывать бережное отношение к обитателям морей и океанов .

Ход занятия.

Воспитатель заводит детей в группу , приветствуют гостей.

Ребята, скажите мне пожалуйста, какое у нас сейчас время года? А какой месяц? (ответы детей)

Сегодня я хочу вам рассказать сказку про маленькую любопытную снежинку. Вы готовы послушать? Тогда сказка начинается (рассказ воспитателя сопровождается презентацией) .

Далеко-далеко, на Крайнем Севере жила маленькая голубая снежинка. Она каждый день веселилась со своими подружками, другими снежинками, кружась в хороводе и догоняя друг друга. Потом обессиленными опускались они на деревья, землю, дома и отдыхали, переговариваясь между собой.

А бывало и так, что подружки-снежинки собирались в стайку и с интересом слушали рассказы ветра про далекие страны, моря, океаны…

Однажды наша маленькая снежинка заинтересовалась тем, кто живет в морях и океанах и попросила ветра отнести ее к морю. Ветер подхватил снежинку и понес далеко к морям. Так началось ее путешествие.

Физкультминутка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

Вдруг из тучи над землей

Полетел снежинок рой.

Ветер дунул, загудел-

Рой снежинок вверх взлетел.

Ветер их понес к морям,

Навстречу приключениям.

Ребята, вам интересно узнать, что же было дальше? (ответы детей) Тогда, слушайте.

Приближаясь к морю, ветер становился теплее и, долетев до него, наша снежинка растаяла и превратилась в капельку, которая упала в море . Перед ней открылся еще один новый, совершенно другой удивительный подводный мир. Это было сказочное подводное царство Нептуна с его обитателями .

Первым, кого увидела капелька был огромный ….кто, ребята? (кит) . Капелька совсем ничего не знала про него. Дети, расскажите, что вы знаете о ките (ответы детей) . Воспитатель дополняет ответы детей. Все верно. Кит - самое крупное животное в мире. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.

Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? – (высказывания детей) .

Воспитатель : Киты - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.

Затем капелька начала погружаться еще глубже и вдруг увидела грозную, зубастую рыбу. Вы ее узнаете? (акула) Расскажите про нее (ответы детей) .

Воспитатель (уточняя и обобщая) : Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны.

Наша испуганная капелька поспешила уплыть от акулы и проплыв совсем немного она встретила дружелюбное существо. Кто это? (дельфин) Что вы знаете о дельфинах (ответы детей) . Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания) : Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами» . Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами.

А что они едят? – (ответы детей : питаются рыбой)

Дельфин познакомился с капелькой и ему тоже захотелось узнать, кто живет на суше.

Ребята, а давайте поиграем в игру «Земля-воздух-вода» .

А сказка наша продолжается.

Вскоре наша капелька оказалась на морском дне. Как же она удивилась, что в самой глубине моря, есть тоже жизнь, такая разнообразная и красивая, что дух захватывает. Посмотрите, ребята, кого увидела в водорослях наша путешественница (морской конек) . Что вы о нем знаете? (ответы детей) Воспитатель : Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители : у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.

Вскоре капелька увидела какой-то огонек и поспешила туда. Оказывается, это была … кто? (медуза) Чем она необычна? Расскажите.

Воспитатель : Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.

После знакомства с медузой капелька поплыла дальше и увидела удивительную рыбу. Вы ее узнаете? (рыба-еж) Что вы о ней знаете? (ответы детей)

Ребята, посмотрите, кого же увидела капелька еще? (осьминог) Воспитатель : Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает слайд) . Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей) .

Воспитатель : Удивительное головоногое животное : голова и восемь ног (рук, щупалец) . На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность.

А еще он может пускать краску (чернила, спасаясь от преследователя.

По окраске осьминога можно определить его настроение : сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.

Физкультминутка

Мы на дне морском стоим

И за рыбками следим :

Вот плывут они по кругу

Друг за другом, друг за другом.

В глубине соленых вод

Рыбки водят хоровод.

То на месте покружились

То на дно они спустились.

Закрываем мы глаза,

Чтоб запомнить чудеса!

Если только захотим

Мы их всех изобразим.

Ребята, а теперь мне хочется посмотреть, какие вы внимательные. Вы слушали сказку, посмотрите на картинки, назовите кто на них изображен и скажите кого из низ не было в нашей сказке. (Игра «Кто лишний» )

Дети, а теперь я предлагаю вам подойти к столам. Что вы на них видите? Все верно, это рыбки, но они грустные и совсем безликие. Я предлагаю вам преобразить рыбок, сделать их яркими и красивыми. Вы готовы? Тогда приступаем. (Дети раскрашивают рыбок под музыку моря и голоса дельфинов) . Затем запускаем наших рыбок в море (ватман, изображающий море ) .

Дети, вам понравилась сказка? Это еще не все приключения нашей снежинки, на других занятиях мы узнаем еще много нового и интересного.

Публикации по теме:

А вы знаете, что сом В синем море невесом. А вы знаете, что кит По волнам легко скользит. И огромные суда Море держит без труда! А.

Конспект НОД по лепке в старшей логопедической группе «Морские обитатели. Подводный мир» Вид НОД – художественное творчество Подготовила: воспитатель Чупринина Т. Н. Непосредственная образовательная деятельность.

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Морские обитатели» Конспект познавательного занятия «Морские обитатели» в подготовительной группе.

Тема: «Обитатели аквариума». Задачи: 1)Передавать в лепке особенности формы рыб, соблюдать пропорциональность между частями изображения.

Светлана Иванова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Обитатели морей и океанов»

Тема : Обитатели морей и океанов

Цель : Познакомить детей с обитателями морей и океанов .

Задачи :

1. Обучающая : расширить представления детей об обитателях морских глубин ; познакомить с понятиями «морские животные» , «рыбы» , «моллюски» ; об уникальности каждого вида. Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, образовывать притяжательные прилагательные, совершенствовать грамматический строй речи.

2. Развивающая : развивать связную речь посредством беседы о рыбах, активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы, формировать умение размышлять, логическое мышление, творческое воображение ;

3. Воспитывающая : воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.

Оборудование : иллюстрации с изображением обитателей морей и океанов , энциклопедия с иллюстрациями рыб, запись звуков «Шум моря» , разрезанные картинки, презентация

Ход занятия

1. Орг. момент. Эмоциональный настрой

Собрались все дети в круг .

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

В : Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.

Д : Здравствуйте!

В : А как еще можно поздороваться?

Д : Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

2. Сообщение темы занятия

В : Посмотрите, внимательно на экран. (Слайд 2) Перед вами картинки (маяк, чайка, солнце, остров, лодка, клад) Подумайте, как эти картинки могут быть связаны между собой? Что их объединяет и почему?

Д : Вода, море , океан

В : Среди холодной зимы так хочется вспомнить лето - понежится на солнышке, искупаться в тёплом море .

В : - Ребята, я хотела бы вам предложить отправиться в экспедицию (поездку) по морям и океанам . Вместе с командой Жак - Ив Кусто изучать морской мир. (Слайд 3)

Жак - Ив Кусто - известный французский исследователь океанов и путешественник , зачинатель подводных киносъемок, которого можно считать первым путешественником по подводному миру. Он изобрел акваланг, создал множество документальных фильмов о жизни моря, написал немало книг. (Слайд 4)

Кто из вас смотрел фильмы о путешествии команды Кусто? (Ответы детей) .

Команда Кусто оставила в наследие людям всей Земли большое богатство : фильмы о тайнах морей и океанов , о богатстве и красоте подводной природы, чтобы люди знали, понимали и любили свою Землю.

Ну, что же, тогда представьте, что мы в команде на научно-исследовательском судне «Искатель» . Много тайн хранят моря и океаны . Вы хотите искать и находить чудеса? Ведь море - это страна невероятных чудес, даже ученые далеко не все знают о морях и океанах . Мы узнаем, какие бывают моря, какую пользу они приносят людям, кто обитает в морях и океанах и как мы должны охранять моря и океаны , их обитателей .

3. Основная часть

Ребята, а как вы думаете, обязательно ли брать в путешествие карту?

Ребята, посмотрите на карту. (Слайд 5) Большую часть поверхности Земли занимает вода. Это моря и океаны . Существует 4 океана : Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый. Морей на нашей планете много : Средиземное, Черное, Красное, Азовское, Мертвое и другие моря.

Каким цветом изображены моря и океаны на карте ? (Синим, голубым)

Поднимите руки, кто из вас был на море ?

А кто пробовал, какая морская вода на вкус? (Рассказы детей) .

А можно морскую воду пить?

Морская вода очень полезна для взрослых и детей. В морской воде растворено много солей и минеральных веществ, в ней содержится йод. Очень полезно в морской воде купаться, но пить морскую воду нельзя. Поэтому в наше долгое путешествие давайте запасемся пресной водой, как это делают настоящие путешественники.

Запаслись пресной водой и отправились в путешествие на судне «Искатель» . Вот мы уже в открытом море . (Слайд 6) Оденем акваланги и погрузимся в морские глубины.

В : Ребята, смотрите, начинаются чудеса. Мы погрузились под воду. (Слайд 7)

Ребята, что это за деревья такие огромные на дне морском, целый лес? (Это водоросли.)

А вы знаете, ребята, что морские водоросли очень полезны? А еще из водорослей делают лекарство, которого больше всего на свете боятся маленькие дети. Кто догадается, что это за лекарство? (Йод.)

Упражнение «Водоросли» (на снятие эмоционального напряжения и мышечного тонуса)

В : Вот мимо нас проплывают рыбы. Ребята, посмотрите, какие красивые рыбы. Какие они все диковинные! (Слайд 8) Давайте понаблюдаем за ними. Показ видео.

В : В море обитает рыба ? Какая? (Морская)

В морских водах, как всем нам известно, обитает огромное множество разных животных. Довольно большую долю от них составляют рыбы. Многообразие обитателей морей и океанов поражает воображение . Есть совсем крохи, имеющие длину до одного сантиметра, а есть гиганты, достигающие восемнадцати метров. (Слайд 9)

Как и люди, рыбы могут дышать. Кто знает, чем дышат рыбы?

Д : Жабрами

В : Знаете ли вы, сколько живут рыбы? (от 5 до 100 лет) Известно ли вам, что у многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. Кто может ответить, как передвигаются рыбы? (Слайд 10) Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело . Двигаться им помогают плавники. Но одна рыба плавает вверх.

Догадались, кто?

Д : Морской конёк (Слайд 11)

В : Посмотрите на экран. (Слайд 12) Это конёк-тряпичник – самый лучший маскировщик : его тело имеет множество выростов в виде лент и палочек. Это делает его похожим на безобидный кустик водорослей.

Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.

Это рыба-игла среди морских трав (Слайд 13)

Бородатая рыба-скорпион (Слайд 14)

Камбала зарылась в песок (Слайд 15, 16)

Упражнение «Подбери похожее словечко» к слову рыба.

Д : Рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий.

В : Верно. Зверей и птиц ловят охотники, а рыбу?

Д : Рыбаки и рыболовы ловят рыбу.

В : А чем можно поймать рыбу?

Д : Удочкой, сетью, неводом.

В : Давайте исследуем морские глубины и узнаем кто ещё, кроме рыб, обитает в морях и океанах ?

Те, кто когда-нибудь отдыхал на море , то уж, точно видели, в воде – прозрачные, похожие на желе, расплывчатые, иногда даже очень красивые, разной формы и разного размера существа. (Слайд 17) Медузы бывают круглыми, плоскими, вытянутыми, совсем небольшими или, наоборот, огромными. (Слайд 18) Однако красота большинства медуз обманчива - практически все медузы ядовиты. Некоторые больше, некоторые меньше. Одни виды практически неопасны для человека, другие жалят, словно крапива, причем болезненное жжение может ощущаться несколько дней, а некоторые способный привести к смерти. А еще есть медузы, которые светятся в темноте, как электрические лампочки! (Слайд 19)

Ребята, смотрите, к нам подплывают любопытные дельфины. (Слайд 20)

В : Как люди называют дельфинов?

Д : Спасателями. Дельфины, всегда помогают друг другу и спешат на выручку, как только один из них окажется в беде. (Слайд 21)

В : Мореходы нередко видят , как дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность.

В : Ой, а кто это такой огромный проплывает около нас? (Слайд 22)

Д : Кашалот

В : Кашалот – это самый крупный из зубатых китов. А кто ещё относится к зубатым китам?

Д : Белуха, касатка и нарвал. (Слайд 23)

В : Кроме зубатых китов какие ещё есть киты?

Д : Усатые

В : Почему их так назвали?

Д : потому что вместо зубов у них усы

Физкульминутка «Море волнуется… »

В : Мы опускаемся ещё глубже. (Слайд 24) Посмотрите, там на дне лежат какие то раковины. Что это? Ребята – это моллюски. Моллюски бывают с раковиной и без неё. Для нас они больше известны как «ракушки» . Осьминог, каракатица, кальмары – это тоже морские моллюски, только без раковины. (Слайд 25)

В : Ребята, мы с вами познакомились с рыбами, моллюсками, медузами. А кого мы ещё можем встретить в морях и океанах ?

Д : Морских животных (пингвины, тюлени)

В : Нужно всплывать. Вернёмся на наше судно и снимем акваланги.

В : Ребята, подумайте, хорошо ли, что на нашей планете существуют моря и океаны ? (ответы детей)

А могут нанести вред людям? Какой?

Д : Да. Цунами (Слайд 26, 27, наводнения (Слайд 28)

В : Но и люди тоже наносят большой вред морским обитателям : Уничтожают редких животных, без меры ловят рыбу, но и самое главное – корабли тонут, загораются (Слайд 29) и после аварий и пожаров на кораблях в море разливается нефть . (Слайд 30) Птицы вязнут в ней. Крылья у них слипаются и лететь уже невозможно. (Слайд 32) Рыбам становиться нечем дышать и она погибает. (Слайд 33) Давайте будем беречь нашу природу, живых существ, которые на ней обитают (Слайд 34)

4. Закрепление.

Упражнение «Разрезанные картинки»

В : Ребята, давайте присядем за столы. Перед вами конверты. Вам нужно собрать разрезанную картинку. Теперь расскажите о том, кто у вас получился. (слайды 35, 36, 37, 38, 39, 40)

5. Итог занятия. Рефлексия

В : Вот и заканчивается наша экспедиция. Нам пора возвращаться в детский сад.

Где мы сегодня с вами были? С кем путешествовали? На каком корабле?

Понравилась ли вам наша экспедиция по морским просторам?

Что нового вы узнали во время экспедиции?

С кем мы познакомились?

О ком бы вам хотелось ещё узнать?

Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы.

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.

Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей.

Развивать мелкую моторику рук.

Обогащать и активизировать словарь детей.

Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.

Материал: иллюстрации с морскими животными; загадки на морскую тематику; пальчиковые игры; стихотворение В.Ланцетти «Разноцветный осьминог»; картон красного цвета, набор картонных геометрических фигур разного цвета.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об обитателях морей и океанов. Каких морских обитателей вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. В морях живет множество животных, самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Давайте познакомимся с ними поближе?

Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями.

На чем мы отправимся в путешествие? (рассуждения детей). Отгадайте загадку:

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это корабль.

Мы сейчас сядем на наш корабль и отправимся в путь!

(Дети занимают места на импровизированном «корабле», составленном из стульчиков. Звучит мелодия «Вольный ветер»).

Уселись? Возьмите, пожалуйста, свои бинокли, чтобы было удобнее наблюдать за морскими просторами и его обитателями. Соедините большой палец с остальными пальцами ладони, сложенными вместе, и округлите их. Приставьте полученные «бублики» к глазам, словно смотрите в бинокль.

Что вы видите? Я вижу бескрайние просторы моря, оно голубого цвета – небо отражается в нем, вижу легкие волны.

Давайте изобразим море и волны. Согните руки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимайте поочередно локти, совершая волнообразные движения.

Пока мы с вами изображали волны, на горизонте показался первый морской обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:

Остров с пальмой водяной,

Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:

«Я не остров! Я же…»?

Дети: Кит!

Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?

Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров.

Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?

Дети: Это фонтан.

Воспитатель: откуда этот фонтан? – (рассуждения детей).

Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе? – (высказывания детей)

Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Все верно. Кит - самое крупное животное в мире. (Показывает иллюстрацию). Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.

Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? – (высказывания детей).

Воспитатель: Киты - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.

Вообще киты очень разнообразные: есть громадины, а есть сравнительно не большие.

А теперь возьмите снова свои бинокли и посмотрите, не появился ли на горизонте следующий обитатель моря?

Я вижу, отгадайте кого:

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть..?

Дети: Дельфин!

Воспитатель: Правильно, ребята. (Показывает иллюстрацию).

Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами.

А что они едят? – (ответы детей: питаются рыбой)

Физминутка

Ребята, давайте изобразим китов и дельфинов. Прыгайте в воду! Сначала вы киты: переплетите пальцы рук, вытяните руки перед собой и округлите их. Плывите, киты! (Дети бегают друг за другом по периметру групповой комнаты, изображая «кита»).

А теперь вы дельфины: сложите руки ладонями вместе, вытяните руки вперед, большие пальцы соедините и отставьте вверх – это плавник дельфина. Совершайте руками волнообразные движения влево – вправо, вверх – вниз, показывая, как плавает дельфин. Плывите, дельфины!

Воспитатель: Молодцы. Поплавали и опять в путь. На корабль!

Посмотрите в бинокли. Отгадайте, кого я увидела на этот раз?

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно...?

Дети: Акула.

Воспитатель: Конечно же, это акула. (Показывает иллюстрацию).

Что вам известно об акулах? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая): Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны.

Давайте – ка опять посмотрим в бинокль. Ни кого не видите? Тогда отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я:

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это..?

Дети: Краб.

Воспитатель: Верно. (Показывает иллюстрацию).

Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая): Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.

Крабы собирают мусор, очищают морское дно.

Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.

Ну, что там опять у нас на горизонте? Приготовились отгадывать следующую загадку?

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь руко – ног!

Это чудо..?

Дети: Осьминог.

Воспитатель: Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает иллюстрацию). Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей).

Воспитатель: Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. (Демонстрирует явление маскировки: к красному фону картона прикладывает геометрические фигуры разных цветов, выясняется, что на красном фоне лучше «маскируются» фигуры таково же цвета).

А еще он может пускать краску (чернила), спасаясь от преследователя.

По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.

Физминутка

Спускайтесь в море. Превращаемся все в осьминогов. Давайте пошевелим своими щупальцами:

Я сам себя не узнаю:

Менять свой цвет не устаю.

Был в горошек час назад,

А сейчас я полосат.

Подплываю я к кораллам –

Становлюсь я алым – алым.

Вот я клоун – осьминог –

Восемь разноцветных ног!

Стать могу чернее ночи –

Свет гаси. Спокойной ночи!

(Дети изображают осьминогов)

Воспитатель: А теперь возвращаемся на корабль. И вот вам еще загадка:

Панцирь каменный – рубаха.

А в рубахе..?

Дети: Черепаха.

Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает: Что вы можете сказать про морскую черепаху? – (высказывания детей).

Воспитатель: Бывают сухопутные черепахи, а бывают и морские. Они полностью приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. Морская черепаха не может в нем прятаться, как сухопутная в своем. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно. Черепашата у морских черепах вылупляются из яиц, которые мамы – черепахи откладывают в песок на берегу моря.

Слушайте следующую загадку:

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской..?

Дети: Конек.

Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает: Почему его назвали коньком? – (рассуждения детей: похож на шахматную фигуру коня).

Воспитатель: Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.

А вот и последняя загадка:

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее?

Дети: Медуза.

Воспитатель: (Показывает иллюстрацию). Что вы можете сказать о медузе? – (высказывания детей).

Воспитатель: Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.

Ну что ж, держим путь обратно домой. Давайте помашем морским обитателям рукой и пообещаем еще с ними встретиться.

Еще раз посмотрим в бинокль, полюбуемся морскими просторами. (Включить музыку).

Воспитатель: Ну, вот мы и дома. Можно выйти из корабля. Понравилось путешествие?

С какими морскими обитателями мы сегодня с вами познакомились? – (ответы детей).

Что вам запомнилось больше всего? – (ответы детей).

Хотели бы вы еще продолжать знакомиться с обитателями моря? – (ответы детей).


Пучкина Виолетта Андреевна